Загальні положення Закон України „Про дорожній рух”.
Учебные материалы


Загальні положення Закон України „Про дорожній рух”.



Карта сайтаПереход по ссылке Переход по ссылке Переход по ссылке Переход по ссылке

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...

мотивация внутренняя (диспозиционная) – мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.

мотивация ситуационная (внешняя) – стимулы. исходящие из конкр. ситуации

влияют друг на друга (диспозиции могут актуализироваться в опред. ситуации, активизация диспозиций влияет на восприятие ситуации)

любое действие детерминировано диспозиционно и ситуационно

Шадриков:

мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (внешними и внутренними) и мировоззре­нием, убеждениями и направленностью личности и т. д. => принятие решения, формирование намерения.

стадиальность мотивационного процесса: на необходимоть рассматрить стадиальность мотивационного процесса указывали Рубинштейн, Файзуллаев, Иванников и др.

по Файзуллаеву:1)возникновение и осознание побуждения (что нужно, какое действие, какой рез-т, как добиться цели)2)«принятие мотива» (название нелогичное). (надо ли удовлетворять? важно ли?)3)реализация мотива (мотив может измениться, приобрести новые особенности)4)закрепление мотива (в рез-те этого он становится чертой хар-ра)5)актуализация потенциального побуждения (будем ли проявлять эту черту хар-ра, мб сознательно и нет)



Личность: феноменология, закономерности функционирования, типологии (Зайцева Ю.Е.)


1.Личность как междисциплинарное понятие. Шесть парадигм современной западной психологии личности.

Шесть парадигм современной западной психологии личности.

• В общественных науках- особое качество чел-ка приобретаемое в социокультурной среде в процессе деятельности.

• В философии- человек как ценность ради которой осуществляется развитие.

• В социологии личность - совокупность статусно-ролевых характеристик

Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе (диспозициональная пардигма);

Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей (биологическая парадигма);

Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы (парадигма интрапсихического);

Объяснять как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем (когнитивная и феноменологическая парадигмы);

Объяснить как личность влияет и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст (культурная и социальная парадигма);

Объяснить как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем (адаптационная парадигма).

2.Личность как социальное новообразование человека. Объективные общественные отношения как основание личности.

Позиции личности строятся на основе статуса, но могут его преобразовывать.Взаимовлияние.

ООО - присущий определенному этапу культурно-исторического развития человечества способ взаимоотношений между статусами данной системы.

Указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства…

Свойство быть личностью присуще человека не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку, как совокупности общественных отношений.

есть общественный индивид, субъект и объект исторического процесса, современница определенной эпохи (и это определяет множество ее социально-психологических свойств)

ООО - присущий определенному этапу культурно-исторического развития человечества способ взаимоотношений между статусами данной системы.

По Ананьеву, личность формируется именно из общественных отношений, её основная форма развития есть жизненный путь, и результат — социальная зрелость.

Позиции личности строятся на основе ее статуса, но могут преобразовать или закрепить его (в зависимости от деятельности личности).

Мы распознаём человека в ситуации не столько по биологическим характеристикам, как по статусам и ролям. Один статус может иметь несколько ролоей.

Социальные роли меняются в процессе культурно-исторического развития. Объективные отношения: правовые, политические, производственные, религиозные. Часть — явные, часть — негласные. Кроме статуса и роли есть позиция. Позиция — индивидуальная трактовка социальной роли.

3.Личность в системе интегрального человекознания (Б.Г. Ананьев) Специфика понятий "индивид", "личность, "субъект деятельности", "индивидуальность".

"Личность - зеркало межличностных отношений"

Л. - указывает на свойства человека как соц.существа = > личность породил социум..

Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. По Ананьеву

4.Единицы анализа личности: проблема и варианты решения. Множественность теорий личности в психологии. Классификая теорий личности (В.В. Нуркова)

Гомеостатические с ориентацией на конфликт Фрейд

На согласие

Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами

(конфликт между обществом и субъектом неизбежен и позитивен)

Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность (неизбежен конфликт «хорошего» человека с «плохим» обществом, необходима пересторойка общества)

Человек по природе неоднозначен (и хорош и плох одновременно) конфликт необязателен

Человек по природе нейтрален (tabula rasa) конфликт отсутствует

5.Личность как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик. Черты и типы личности. Личность и ситуация.

Золушка FPI. 12 черт личности

Личность как "определение характера" то бишь личность как характер. Соответственно говорим о чертах и типах характера.

Номотетический – качество. Степень выраженности

Идеографический – количественный. Набор черт

психопатии не меняются в сильных ситуациях

поведение человека зависит от сочетания его личностных особенностей и ситуации, в которой он находится

6. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.

Биол - пол\конституция\темперамент, наследственность, св-ва нс, 2 рождение личности – «мозги встают на место»

соц - среда

деятельность предметная - один из этапов развития личности (Леонтьев)

Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельности которой я уже говорил. Теперь эта схема выступает в новом обличье - в виде теории двух факторов формирования личности: наследственности и среды. Какую бы особенность человека мы ни взяли, она объясняется, согласно этой теории, с одной стороны, действием наследственности (заложенными в генотипе инстинктами, влечениями, способностями или даже априорными категориями), а с другой - влиянием внешней среды (природной и социальной - языка, культуры, обучения и т.д.). С точки зрения здравого рассудка другого объяснения, собственно, и нельзя предложить. Однако обыденный здравый рассудок, по остроумному замечанию Энгельса, весьма почтенный спутник в домашнем обиходе, переживает самые удивительные приключения, как только он отважится выйти на простор исследования

7. Становление личности: формирование, развитие, реализация. Теории морального развития личности.

овладение движениями, предметная д-ть, речь итд (Рубинштейн)

теории развития личности

Фрейд

1. Оральная фаза

2. Анальная фаза

3. Фаллическая фаза

4. Латентный период

5. Генитальная фаза

Эриксон

Бандура. Человек – продукт

Колберг, Лоуренс – моральное развитие

8. Самосознание как ядро личности. Этапы развития самосознания. Функции и механизмы самосознания.

самосознание - предментная д-ть. мы начинаем что-то делать сами и отделяемся от других. они не делают того, что делаем мы, и наоборот. С. - +оценка рез-тов своих трудов как Своих.

самосознание – осознает себя как субъект.

Как он взаимодействует и как с ним взаимод.

Кон, 4 уровня развития самосознания

И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента:

сознание своей тождественности, сознание собственного “Я”, осознание своих

психических свойств и определенную систему социально - нравственных самооценок.

1 – неосозн установки (самочувствие, эмоц отношение к себе)

2 – осозн и самооц отдел св-в и качеств

3 –част ные самооценки – целостный образ

4 - Форм образа я, впис в общ структуру личности

Функции:

Получение инфы о себе (самопознание), саморегуляция пов-я, эмоциональноценностное отношение к себе

Механизмы

• Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

• Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

• Оценка результатов своей деятельности.

9.Проблема "Я" человека. "Я-концепция" как установка: элементы, модальности. Самооценка и чувство собственного достоинства.

Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

Модальности

я-реальное

я-идеальное

я-зеркальное – То, как мы думаем, нас представляют окружающие. когда собственное «Я» человека - воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих.

Элементы

когнитивный

эмоционально-целостный

поведенческий

Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает. Понятия самооценки и Я-концепции не идентичны. Прерогатива Я-концепции – скорее описательные термины, чем оценочные. Так, человек может считать, что он сангвиник, или там голубоглазый блондин – это часть его Я-концепции, но данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. А в случае самооценки те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие.

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности. Достаточно устойчивое структурное образование. Выполняет регуляторную и защитную функции. Создаёт основу для восприятия собственных успеха или неуспеха.

Самооценка: высокая, средняя и низкая. Адекватная или неадекватная. Конфликтная и бесконфликтная. Прогностическая, актуальная или ретроспективная.

Формируется на базе оценок окружающих, оценок результатов собственной деятельности и на основании сравнений Я-реального и Я-идеалього.

10. Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории.

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

· Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

· Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

· Единство и синтез - ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

· Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий:

1.Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии — надежда, а потенциальное отчуждение — временная спутанность.

2.Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.

3.Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение — жесткая ролевая фиксация.

4.Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.

5.Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное отчуждение — тотальность.

6.Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила — любовь, а потенциальное отчуждение — нарциссическое отвержения.

7.Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.

8.Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безисходность.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял подростковому возрасту, характеризующемуся наиболее глубоким кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.

Синдром патологии идентичности по Эриксону:

· регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;

· смутное, но устойчивое состояние тревоги;

· чувство изоляции и опустошенности;

· постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь;

· страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

· враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;

· презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

11. Жизненный путь: события жизни, психологическая биография. Стили жизни. Жизненное пространство личности.

Жизненный путь – то, что происходит с личностью (Ананьев)

События жизни. делятся на причинные и целевые вроде. событие приводит к цели или событие становится причиной чего-то. Чем выше актуальность тем выше вероятность отнесения к настоящему. событие потенциальное относится к глубокому будущему. Завершенное - в прошлом. возраст - степень реализации событий*предполагаемое время жизни

Стили жизни

· Ребенок. Этот стиль присущ большинству детей и кое-кому из взрослых.

· Эгоист. плевать мне на чужие интересы. Главное - это я.

· Альтруист. Отдай другому все, потому что отдавать - это так приятно.

· Разумный эгоист. По трупам уже не ходит... Такие люди, в отличие от эгоиста обыкновенного, примерно у 50% людей вызывают не гнев, а даже некоторую симпатию. Сам о себе не позаботишься - никто о тебе не позаботится. Дают - бери.

· Групповой эгоист. принадлежит к некоторой группе. Это может быть семья, друзья, один человек - любимый, или просто собака или кошка. По отношению группы группе - альтруист, по отношению к остальным - как эгоист, причем не всегда разумный. Интересная особенность: члены группы могут придерживаться другого стиля жизни.

· Ценитель удовольствий. Разновидность Ценителя удовольствий - Оптимист. Оба смотрят на жизнь позитивно, но Ценитель удовольствий все приятные факты жизни смакует, а Оптимист - только констатирует факт их наличия.

· Рационалист. Не делает те вещи, которые признает нерациональными. Несмотря на свои взгляды, далеко не всегда является человеком сухим и черствым.

· Наркоман (аддитик). Человек, попавший в зависимость от чего-либо

· Коллекционер. предмет коллекционирования не является для него жизненно необходимым.

· Плывущий по течению. Будь что будет...

· Свободный человек. Считает себя свободным от всего, не хочет себя связывать каким-либо стилем жизни

· Отсутствие стиля. Человек, у которого нет собственных взглядом и убеждений.

· Отстающий. Не успевает ни в чем. Настойчиво повторяет свои ошибки, хотя ясно видит все ошибки своих знакомых и родственников и способен грамотно их проанализировать. Отличное воображение, но реализовать фантазии не

Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин [4] для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение.

человек и его среда - одна констелляция взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов называется жизненное пространство.

Жизненное пространство подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Жизненное пространство личности определяется знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития...

12. Временное пространство личности: Личностное время. Временная перспектива. Психологический возраст.

Временная ретроспектива, транспектива, собственное время личности

«Временная перспектива — обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом; временная глубина или временное измерение жизненного мира (пространства). Развитие в детстве. Живет настоящим, постепенно появляется прошлое, затем будущее.

Скука ==> время долго тянется, но быстро пролетит (пост фактум). Психологически бывают несовпадения по хронологии: «с молодым человеком познакомилась недавно, а сессия была давно», хотя знакомство могло быть раньше. Или «Новый Год ещё далеко, а сессия уже на носу». Умеем оборачивать причины со следствием. Умеем сжимать и растягивать время. Ждать – ощущение скуки, пустоты, ненаполненности смыслом. Но то же по абсолютной величине время может переживаться совершенно по-другому (в очереди и рядом).

Единство прошлого, настоящего, будущего – важное переживание самоактуализации человека. Время переживается как эпицентрическое, я – в эпицентре своего времени. Важен масштаб, который я охватываю, актуальные для меня связи. Трансспектива (перспектива+ретроспектива) – охват пространства жизненного пути, который актуален для меня, моё содержание, я сейчас.

Бывает такой масштаб личности, что цели выходят за рамки биологического ограничения жизни. Выход в историческое время. Уход от эгоцентричности взгляда к децентрации ради прогресса, перспективы для общества.

Чем дальше цель, которую я хочу реализовать, тем больше делаю сейчас, тем спрессованнее моя жизнь. Чем ближе цель, тем лучше чувствуется время между сейчас и её достижением.

Скучаю по кому-то – пустое время, не работающее на эту цель, на удовлетворение ценности общения с этим человеком. С ним делаешь всё то же самое, но оно уже наполнено смыслом.

Разница целей с происходящим ==> кажется, что происходит что-то скучнейшее.

Теория поколений:

Штрайс,Хоув

поколение - социальная общность людей в опр временных границах для кот характерны сходны условия социализации и жизнедеятельности,типичные потребности и ценностные ориентации

-Поколение обр событиями переживаемыми в юности

-История имеет "ритмы" связанные со сменой поколений to be continued

в конце "ритма" происходит что-то вроде революции или смены кардинальной, так как последнее поколение не понимает как продолжать жить по законам первого поколения

реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего "внутреннего" возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.


Св-ва темп-а Эргичность Пластичность Скорость Эмоциональность
Св-ва НС Сила Подвижность Лабильность
Блоки функц-й сист пов-я Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
Предметная ЭрП ПП СП ЭмП
Интел-я ЭрИ ПИ СИ ЭмИ
Коммун-я ЭрК ПК СК ЭмК



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная