Древние донжоны, замки феодалов, «малые» столицы княжества, аббатства и храмы, увеселительные резиденции, дворцовые ансамбли с парками, сокровища музеев, непременно, составляют большое художественное достоянии цивилизации
Учебные материалы


Старинные донжоны, замки феодалов, «малые» столицы княжества, аббатства и храмы, увеселительные резиденции, дворцовые ансамбли с парками, сокровища музеев, несомненно, составляют крупное художественное достоянии нации



Карта сайта fundum.pro
Луара, долина Луары… «Сад Франции», «страна замков», мир искусства, сотни лет непрерывного развития культуры, богатые исторические воспоминания… Трудно назвать другое место, где можно встретить столько дворцов и замков, возведённых в 11-18 веках и оставшихся в прекрасной сохранности среди красивейших пейзажей. Свежий, чуть влажный воздух Атлантики овевает зелень деревьев, создаёт светоносную атмосферу, в которой, притягивая взор, светятся черепичные крыши, крыши башен, поднимаются мощные стены крепостей, высятся фасады белокаменных зданий. Природа и гений человека, явленные здесь вместе, создают разнообразные картины, впечатление от которых огромно.
Старинные донжоны, замки феодалов, «малые» столицы княжества, аббатства и храмы, увеселительные резиденции, дворцовые ансамбли с парками, сокровища музеев, несомненно, составляют крупное художественное достоянии нации. Расположенные в долине реки Луары и по берегам её притоков Шера, Эндра, Вьенна, Мена и Сарта на большой территории от Орлеана до Нанта, эти памятники являются естественным напоминанием об истории. Легионы Цезаря, войско гуннов, эпопея Жанны д, Арк, начало французского Возрождения, религиозные войны 1562- 1594 годов, сражения республиканцев с роялистами – вот примеры и судьбы этого края, часто бывшего и судьбой самой Франции. Это сердце страны, и пусть оно сегодня бьётся медленнее, чем несколько столетий назад, словно отдыхая, - оно вновь и вновь влечёт к историческим воспоминаниям.
Луара становится Луарой, когда она, покидая пределы Центрального плоскогорья, сливается с Алье, теряя свой горный характер, и когда, как выразился известный географ Жан-Элизе Реклю, два «потока – близнеца» образуют одно мощное течение. То уже великая река, которая принимает воды «сестёр» - притоков и величественной синей дугой, напоминавшей поэту Шарлю Пеги кривой нож, смело делит громадные пространство на карте Франции. От Орлеана она течёт на запад, впадая в Бискайский залив Атлантического океана.
У каждого народа есть река, с которой теснейшим образом связана его история, его жизнь. Издревле по берегам этих рек селились люди, и вода не разделяла их, а, напротив, помогала налаживать экономические связи, часто соединяя и с внешним миром. Тут образовывались политические союзы, происходили грандиозные битвы - реки служили естественными оборонными рубежами. Для России являлась такой рекой Волга, для Англии - Темза, для Египта - Нил, для Индии – Ганг. Во Франции это Луара. Неторопливо несёт она свои воды в океан, связывая города, человеческие судьбы и столетия.
Не случайно Флобер назвал Луару «самой французской рекой». Являясь одной из самых протяжённых рек страны, пересекая с востока на запад двадцать департаментов, большая часть из которых находится в таких исторических областях, как Анжу, Турень, Орлеан, Луара долгое время была «первой дорогой страны», протяжённостью в тысячу километров, «дорогой», которая сама идёт. Её экономическое и стратегическое значение являлось безусловным, хотя судоходство по реке было возможно далеко не на всех участках, да и то сезонно.
Путь по реке не совпадал с великими путями мира и поэтому имел региональное значение, сплачивая район в единую экономическую систему. В 19 столетии, когда построили железную дорогу, судоходство, и так столь специфическое на Луаре, замирает. Прошлому величию пришёл конец. Река быстро мелела, чему способствовала хищническая вырубка лесов вдоль её берегов.
Долина Луары – это её берега, берега её крупных притоков, поля и лужайки, виноградники и леса.
Мало где замки и дворцы столь связаны с водным ландшафтом. Отсвет струй, цветные рефлексы, зеркальные отражения – всё учтено и согласовано с красотой местности, парков, павильонов и зданий.
Естественно, что изначальное наличие больших водных пространств связывалось и со сложными фортификационными проблемами, хотя стратегические функции постепенно отмирали – всё больше торжествовали эстетические ценности.
Пейзаж, спокойный, при всей открытости ландшафтных панорам, уютный и обжитой, с плавными излучинами, с пологими большей частью берегами, с невысокими холмами, имеет вид картины, написанной смелой, но и сдержанной кистью. Если бы художник в четырёх полотнах хотел запечатлеть краски разных районов Франции, то для Альп он, без сомнения, избрал бы синие и голубые, для Нормандии – серые, для побережья Средиземноморья – жёлтые, и, наконец, серебряные и светло-зелёные - для Луары. «Исторические камни Франции», стоит отметить, прекрасно смотрятся в подобном колористическом аккорде.
«Среднюю» и особенно прославленную Луару поэты воспринимали как прекрасную женщину, блондинку с голубыми глазами (цвет воды и неба), капризную, непостоянную, но манящую к себе, иногда же свободную и величавую, как королева (Жюль Леметр). Лафонтен называл Луару дочерью Амфитриты, рекой, орошающей землю, покровительствуемой богами. О великолепии долины писали Ронсар, Рабле, Дюма, Бальзак.
Долина Луары предлагает блестящий урок истории стилей зодчества и изобразительных искусств во Франции. Первые его примеры будут относиться ещё к кельтской и
галло-римской эпохе, последние - к 19-20 векам.
Рубеж 14-15 веков в Западной Европе был отмечен возникновением новой архитектурной системы – стиля Возрождения (Ренессанса).
Эпоха Возрождения – период огромных экономических и социальных преобразований в жизни европейских государств, в значительной мере обусловленный перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров в связи с открытием Америки и укреплением турок на Балканах, - связано также с радикальными изменениями в области идеологии и культуры. Эпоха Возрождения – эпоха гуманизма и Просвещения; в это время расширяются представления о мире, меняются взгляды на человека и его роль в обществе. Наносится удар старым церковным и схоластическим учениям, Идеал человека эпохи Возрождения – сильная физически и умственно, волевая личность, способная отстоять свои права, способная активно изменить и усовершенствовать мир.
Возникший класс буржуазии стремится создать свою собственную идеологическую систему. Отсюда – новое направление в философии, науке, литературе, художественной культуре, в том числе изобразительном искусстве и архитектуре. За исходное начало берётся античное наследие, последовательный рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Отсюда огромный интерес к античности, древним произведениям искусства, архитектуры. Но Возрождение в точном смысле слова быть не могло, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. Могло быть возрождение только архитектурно – декоративных тем и мотивов, ордерной системы и определённого круга пластических, декоративных деталей. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Без воспитанного Средневековьем совершенства строительной и художественной техники архитектура Возрождения и связанный с ней синтез искусств были бы невозможны. Кроме того, в первой половине 15 века ещё существовала византийская архитектура, и влияние её на итальянское строительство было существенно.
Архитектура Возрождения означала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов гражданского, светского строительства. Стремление зодчих 15-16 веков вывести архитектуру на путь следования античным приёмам и формам ограничилось воспроизведением в общем характере ордерных средств и связанных с ними декоративных элементов.
Преодолев в раннее время воздействие готического наследия, архитектура в зрелом периоде добивалась точного, академически верного построения пропорций и деталей в смысле наибольшего соответствия их античным образцам. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время оно в значительной мере сокращается в масштабах.
Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш). Кирпичные конструкции покрывались облицовкой – штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые появилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем уже позже распространились по всей Европе.
К числу главных, наиболее характерных мотивов архитектуры раннего Возрождения следует отнести: аркаду на небольших колонках (пяты арок опираются непосредственно на капители или же иногда на «вырезки антаблементов, в свою очередь покоящихся на капителях); филёнки в рамках, заполненные симметричным акантовым орнаментом или же содержащим рельефную скульптуру; лопатки или пилястры с цепочным, канделябровым орнаментом; мотив руста – рванного или фацетированного (на севере Италии) для обработки фасадных стен; большой вынос (выступ) сильно развитого венчающего карниза на фасадах зданий; в период зрелого Возрождения – мотив римской архитектурной ячейки, заменившей аркаду раннего Возрождения.
Развитие архитектуры Возрождения во Франции может быть расчленено на два этапа. Первый из них – ранний период (с начала 16 столетия и до конца 1530-х годов) и второй – зрелый (1540-1570 годы). Этот процесс был прерван гугенотскими войнами в 70-х годах 16 века. Французское Возрождение обладало большим национальным своеобразием. Во многих сооружениях раннего времени черты национальные явно преобладают над общеренессансными признаками. Для французского раннего Возрождения наиболее характерны высокие крыши с люкарнами и очень большие трубы-стояки.
Тематика раннего Возрождения тесно связана с феодальной системой: наиболее крупные, значительные памятники раннего французского Возрождения – замки короля и феодальной знати.
Строительство замков велось в трёх направлениях. Некоторые готические замки переделывались в новом духе с изменением обработки фасадов. К другим готическим замковым сооружениям присоединялись новые корпуса, возведённые в новом стиле и обычно ассиметрично расположенные. Кроме того, строились и новые здания.
Типично ренессансным признаком является членение здания на этажи тягами, приближающимися по своей структуре к антаблементу. В пределах каждого этажа обычны пилястры, обрамляющие оконные проёмы. С остаточным влиянием готической архитектуры связаны уже упомянутые крутые крыши, в частности, конические, увенчанные башнями высокие дымовые трубы-стояки.
Одно из самых замечательных творений эпохи Ренессанса среди замков долины Луары – Шенонсо, замок, расположенный на реке Шер.

Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница.
Во времена правления Карла VI Жан де Марк разместил в своей крепости английский гарнизон, что побудило короля приказать срыть все оборонительные укрепления и закрепить земли за их законными владельцами. Денежные затруднения заставили семью продать свой удел Томасу Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии. В 1512 году он купил также и крепость. Влюбленный в ренессансный стиль, Бойе решил разрушить старый замок, за исключением донжона, чтобы возвести новое сооружение.
На руинах мельницы была воздвигнута прямоугольная конструкция с выступающими угловыми башнями, окружившими с четырех сторон вестибюль со стрельчатыми сводами. На нижнем этаже находились четыре комнаты, соединенные с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей. Надо отметить, что в начале XVI века начался постепенный отказ от винтовых лестниц, которые стали заменять лестницами с прямыми маршами. Огромные затраты на строительные работы объясняют девиз, который семья Бойе приказала выгравировать вместе с их инициалами Т.В.К.: "Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне».
Строительные работы, которые вела в отсутствие мужа Екатерина Боне, жена Томаса, были завершены в 1521 году, после чего кардинал Боне, епископ Буржа, освятил капеллу замка.
В 1524 году Томас Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля; его жена скончалась двумя годами позже. После перехода владения в руки их сына Антуана замок был конфискован Франциском I под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность. По некоторым источникам, экспроприация 1533 года была продиктована желанием короля обладать прекрасным поместьем, славившимся своими охотничьими угодьями. Франциск I иногда наведывался в Шенонсо в сопровождении небольшого круга приближенных, Элеоноры Габсбургской - своей второй жены, своего сына Генриха, своей невестки Екатерины Медичи, своей фаворитки Анны де Писселе - дамы д'Эйи, и Дианы де Сен-Валье де Пуатье, фаворитки его сына. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде того времени. Существует множество самых невероятных историй, связанных с именем Дианы де Пуатье: будто бы она была одновременно любовницей короля и его сына; будто бы Франциск I просил ее "обучить науке любви" его сына, еще неопытного юношу, которого она сделала своим любовником. Как бы то ни было Диана, всегда имела большое влияние на дофина Генриха, который, став в 1574 году королем, несмотря на свой брак с Екатериной Медичи, не переставал осыпать Диану всевозможными подарками, хотя он был младше ее на 19 лет. Новый король учредил даже ее эмблему в виде полумесяца - знак Дианы-охотницы, и одевался в цвета своей фаворитки - белое и черное. Вскоре замок Шенонсо стал собственностью Дианы вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне. Одновременно с Сокровищами Короны Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить глубину Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма.
Невзирая на возраст, Диана сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем.
Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня.
В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева, став регентшей, поспешила вернуть Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. После некоторых колебаний Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в свой замок Анэ, где она вскоре и умерла в возрасте 66 лет. Возвратившись в Шенонсо, Екатерина Медичи организовала там великолепные празднества в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски... Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Были разбиты новые сады и построены новые служебные помещения. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту подписания Амбуазского мира.
И еще одно памятное торжество состоялось в Шенонсо в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Здесь была возобновлена идея праздника, имевшего место в Плесси-ле-Туре, когда женщины одевались в мужские костюмы, а мужчины - в женские.
Генрих III любил надевать на балы платье из розовой с серебром парчи, волосы его украшали фиалки и бриллианты, а шею обвивала нитка жемчуга; по словам французского хроникера Пьера д'Этуаля, "глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами - король-женщина или королева-мужчина".
В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту через реку Шер новое крыло. Эта двухэтажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка. Роскошные праздники, навеянные воспоминаниями об античности и мифологией, на которых придворные молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был "летучий эскадрон", в обязанности которого входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 году. В своем завещании она передавала замок Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III. Несколько месяцев спустя, в августе 1589 года, король был убит Жаком Клеманом. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором говорил: "Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь". Возможно, эти слова послужили причиной того, что королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель была затянута черными драпировками в знак траура, и королева призвала в замок урсулинок для совместных молитв.
По королевскому обычаю, существовавшему еще со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 года, года своей смерти, откуда и возникло ее имя - "Белая дама". Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента, короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет. Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.
В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Мабли, Мариво, Вольтер, Кондиллак, мадам де Теней, мадам дю Деффан... Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: "... В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием "Аллея Сильвии" по названию аллеи парка, огибающей Шер".
И действительно, мадам Дюпэн устроила небольшой театр с показом спектаклей и оборудовала физический кабинет. Комнаты старых апартаментов были заново меблированы и стали более уютными.
Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые ее очень любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Аббат Леконт, деревенский кюре, выступил против наиболее разгоряченных революционеров, сказав им: "Между Монришаром и Блере только один мост, и вы хотите его разрушить! Вы враги общественного блага!"
Мадам Дюпэн провела в замке остаток своей жизни. Она умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке. Опустевший замок был продан в 1864 году мадам Пелуз, которая предприняла большие реставрационные работы, намереваясь вернуть замку его первоначальный облик (до преобразований Екатерины Медичи). Таким образом, фасад лишился своих окон и кариатид, но крыло на мосту через Шер не было тронуто. После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году Земельным Кредитом, который продал его Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи. В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.
Сегодня замок, полностью восстановленный, открыт для посещений публики.
При входе в поместье нужно пересечь длинную аллею, окаймленную вековыми деревьями, которая ведет на широкую эспланаду. По правой стороне раскинулись сады Дианы де Пуатье. На углу Парадного двора, омываемого водами Шера, возвышается средневековый донжон, частично обновленный.
Подъемный мост позволяет попасть на нижний этаж, где можно увидеть Зал Гвардейцев, стены которого увешаны гобеленами XVI века. В капелле находятся скульптуры каррарского мрамора, среди которых "Мадонна с младенцем". Кроме Зеленого зала и Комнаты Дианы де Пуатье можно посетить галерею, где выставлены картины Рубенса, Приматиччо, Ван Лоо, Миньяра и Наттье. На второй этаж можно подняться по лестнице с прямыми маршами, чтобы увидеть там Комнату Габриэль д'Эстре, Парадную комнату, или Комнату "пяти королев". Комнату Екатерины Медичи и Комнату Карла Вандомского.
В кухне интерес представляет оригинальный огромный вертел.
В служебных помещениях размещается ^ Музей восковых фигур. Там воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же - позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.

^ Донжон или башня семьи де Марк



Вид на сад Екатерины Медичи

Интерьер комнаты Екатерины Медичи

^ Камин Жана Гужона в комнате Дианы де Пуатье



Портрет Екатерины Медичи



Фламандский гобелен XVI века со сценами из жизни замка


Федеральное Агентство по образованию
МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа Зырянского района Томской области
Реферат «История французского Возрождения
на примере замка Шенонсо».
(Районный конкурс «Планета 3000»)
Выполнил: ученик 6 класса Сидоров Иван
Научный руководитель учитель истории Моисеев А.В.
Красноярка 2005


edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная